Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Проводница РЖД рассказала, что творится за занавесками плацкарта по ночам и почему пассажиры теряют вещи каждый рейс

Проводница РЖД рассказала, что творится за занавесками плацкарта по ночам и почему пассажиры теряют вещи каждый рейсАрхив редакции

Истории о жизни на рельсах и скрытых правилах общежития, где не всегда стоит доверять попутчикам

Плацкартный вагон - это не просто транспорт, а особая среда, где человеческие истории разворачиваются под стук колёс. Проводник здесь выступает не просто обслуживающим персоналом, а наблюдателем, психологом и хранителем порядка, проводя по 18 часов в сутки на ногах. Одна из опытных сотрудниц РЖД рассказала о невидимой стороне своей работы, о тех моментах, которые остаются за кадром для большинства пассажиров.

Каждое отправление поезда становится для проводника началом напряжённого марафона. За полчаса до отбытия необходимо успеть проверить билеты, распределить постельное бельё и заполнить бортовые документы. В этот момент нередко возникают первые конфликты из-за мест.

Один пассажир уверяет в серьёзности своих проблем со здоровьем, требуя нижнюю полку, а другой настаивает на соседстве с друзьями. Приходится терпеть их претензии или вызывать начальника поезда, хотя распределение мест уже утверждено.

Система жёсткая: малейшая ошибка с документами грозит штрафом, а нарушение графика - выговором. При этом пассажиры постоянно оценивают действия проводника: с благодарностью, недоверием или открытым пренебрежением. Иногда даже хитрые бабушки пытаются манипулировать ситуацией с местами, заставляя уступать удобные полки.

После отправления поезда начинается этап активной торговли. У каждого проводника есть обязательный, хоть и негласный, план по продаже подушек, тапочек, чая и прочих товаров. Выполнение этого плана напрямую влияет на размер премии, без которой зарплата становится крайне скромной.

Мы обязаны предлагать продукцию, даже если не хочется. От этого зависит премия, которая формирует основную часть дохода.

Многие пассажиры не догадываются, что горячий чай в подстаканнике - это часть обязательной нормы продаж. В условиях вагона соблюдение гигиенических стандартов часто вызывает вопросы: стаканы моются наскоро в небольшом умывальнике, а помаду с них просто стирают. Посуду приходится убирать сразу же, иначе она рискует исчезнуть как "сувенир".

За годы работы проводница научилась распознавать людей, но также убедилась в обманчивости первого впечатления. Скромный молодой человек может легко уступить свою полку пожилой женщине, в то время как респектабельный на вид пассажир спустя несколько часов может начать распевать песни и приставать к попутчицам. Иногда, когда соседка сверху ведет себя странно из-за багажа, это также привлекает внимание проводника.

Особенно трогательно выглядят женщины, теряющие самообладание в дороге. Строго говоря, пускать посторонних в служебное купе запрещено. Однако, если пассажирка приходит в слезах от страха, обиды или одиночества, это правило отменяется.

Мы спрячем, не раздумывая. Потому что знаем, что на перроне и в дороге бывает очень жестоко.

Многие воспринимают проводника как прислугу, требуя чай прямо к полке, стучась в купе глубокой ночью или выражая недовольство качеством одеяла. Со временем приходит осознание, что это не личное отношение, а лишь проявление внутреннего напряжения пассажиров, для которых проводник становится удобной мишенью.

Вагон - это не отель. Это общественное пространство, где проводник - не слуга, а гарант порядка и, порой, единственная опора для растерянных людей. Верхние полки, например, в разных странах устроены совершенно по-разному, что тоже влияет на ожидания пассажиров.

За тонкими шторками плацкарта разворачивается и интимная жизнь, нередко сопровождающаяся шёпотом и вздохами. Проводники обычно не вмешиваются, пока это не мешает остальным. Однако, когда соседи начинают выражать недовольство, приходится реагировать.

Иногда сами пассажиры расставляют акценты, громко кашляя, включая свет или начинаются громко разговаривая, тем самым показывая своё неодобрение. Проводники молчаливо благодарят их за такую "помощь".

Постоянные жалобы на запахи - обыденность: от влажных носков до алкогольных испарений. Прямо сказать пассажиру, что от него неприятно пахнет, нельзя. Тогда в ход идёт "дипломатия": уборка, включение вентиляции, распыление освежителя.

Однако самая большая проблема - кражи. Воры заходят на одну-две станции, выбирают вагон со спящими пассажирами и исчезают с их телефонами, кошельками и сумками. Проводники не несут ответственности за багаж и не могут задерживать преступников.

Их совет прост:

  • Берите с собой только самое необходимое.
  • Ценные вещи держите в кармане или на теле.
  • Во время сна лучше обнимать рюкзак, чем полностью доверять незнакомцам.

За формой и бейджиком скрывается человек, который каждый рейс принимает сотни решений, разрешает десятки конфликтов и сталкивается с настоящими человеческими драмами. Он одновременно контролёр, продавец, психолог и последняя надежда на порядок в общем хаосе.

Когда в следующий раз будете садиться в плацкарт, помните: ваше спокойствие, тёплый чай и чистое бельё - результат бессонного труда, терпения и умения проводника сохранять достоинство даже перед теми, кто этого не ценит.

Также ранее сообщалось, что работа проводников значительно отличается от идеализированных представлений о путешествиях по железной дороге, особенно на некоторых маршрутах. Рейсы из Санкт-Петербурга в Архангельск или Ярославль входят в число наиболее требовательных, что подтвердила проводница с более чем двадцатилетним опытом. Основная сложность таких направлений - это частые и очень короткие остановки на необорудованных станциях, требующие от проводника максимальной концентрации и скорости, практически без возможности для отдыха. О трудностях этой профессии в определенных направлениях можно подробнее узнать в нашем материале Проводники раскрыли правду.

Что еще стоит узнать:

...

  • 0

Популярное

Последние новости