Конец эры скрытых платежей: 2 услуги ЖКХ уберут из квитанций в 2025 году – вот что исключили
Изменения в ЖКХ, защита прав потребителей и прозрачность платежей в 2025 году
С 1 сентября 2025 года в России кардинально меняются правила формирования квитанций за жилищно-коммунальные услуги: включение любых дополнительных сервисов без явного согласия жильцов становится невозможным, что положит конец скрытым платежам за домофон, видеонаблюдение или страхование жилья. Дополнительные услуги будут оплачиваться только при наличии индивидуального договора с каждым потребителем или после решения общего собрания собственников. Например, плата за обслуживание домофона, часто автоматически включаемая в общую квитанцию, теперь потребует отдельного соглашения или одобрения большинством голосов жильцов. Это изменение, инициированное Роспотребнадзором, направлено на повышение прозрачности расчетов и защиту прав потребителей, а также на усиление контроля над расходами и предотвращение злоупотреблений в ЖКХ, делая систему более прозрачной. Подобные изменения укрепляют правовые основы взаимоотношений между поставщиками услуг и потребителями, - рассказал ведущий эксперт в области жилищного права, доктор юридических наук Андрей Смирнов. Интересно, что с 14 июля 2025 года тысячи россиян уже столкнулись с новой обязательной строкой в квитанциях - уборка общественных помещений, введенной согласно Постановлению Правительства РФ №491, что демонстрирует постоянную динамику изменений в сфере ЖКХ. Кроме того, с 1 марта 2026 года срок предоставления квитанций за ЖКУ будет перенесен с 1-го на 5-е число каждого месяца, как сообщил Владимир Кошелев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, предоставляя жильцам больше времени для проверки начислений. Новые нормы позволят потребителям более эффективно управлять своими коммунальными расходами и защищать свои права, а также будут способствовать формированию более ответственного подхода со стороны управляющих компаний и устранят практику навязывания услуг, которая часто приводила к необоснованным тратам. Например, одно из исследований показало, что до 30% жильцов оплачивали домофон, который фактически не использовали, только из-за его автоматического включения в квитанцию. В другом случае, в 2023 году, одна из управляющих компаний в Воронеже была оштрафована на 500 тысяч рублей за включение в квитанции услуг по дезинфекции мусоропроводов, хотя такая услуга не была предусмотрена договором и не оказывалась фактически. Введение этих правил поможет избежать подобных ситуаций, обеспечивая реальный выбор и контроль над собственными расходами. В конечном итоге, эти изменения сделают систему ЖКХ более справедливой и ориентированной на интересы потребителя.